Sunday, February 2, 2020

Памятник другу Федору.

Памятник

     Прочитав этот разсказ, вы узнаете, как мне однажды установили памятник… (?!)… Да-да, не удивляйтесь, на самом деле, в один прекрасный день в некотором захолустном поселке Псковской области мне был установлен прижизненный памятник.
Разскажу по порядку. Дело было так. Когда я был помоложе, и меня еще не определил Господь ухаживать за двумя бабушками, я каждую неделю из своей затерянной в лесах деревни ходил в одну из ближайших церквей, где был батюшка и где служились литургии. Собственно, таких церквей две. Ближайшая - в 16-и км от моего дома, а другая километрах в 20-и. Но это если идти по прямой, напролом, через лес. А если по дороге, - то все 60 получится. Вот в этот-то поселок я как раз чаще всего и ходил напролом, ибо мне нравился служащий там батюшка, который так же, как и я, отказывается от всех антихристовых документов. Надо сказать, что Господь помогал мне добираться. То трактор где-то по пути моего следования проедет – примнет траву, то одинокий человек, единственный житель деревни, расположенной на половине моего пути, пройдет, протопчет тропинку… Сейчас уже и этот последний житель – в мире ином, и трактора давно перестали ездить. Да и мне уже не под силу было бы и в одну-то сторону преодолеть такой путь. Ну а тогда, хотя я порой и опаздывал на Всенощную, за что батюшка меня ругал, но все же еженедельно и по праздникам я старался с Божьей помощью исповедоваться и причащаться в этой церкви. Еще меня благословили петь на клиросе. Регентом и единственным певчим в мое отсутствие был раб Божий Сергий. Царствие ему Небесное, сейчас он тоже в ином мире. Колоритный был брат! Всегда в послушническом подряснике затянутом кожаным поясом, большая рыжая борода, длинные рыжие волосы, перевязанные бечевкой, неизменные очки с большой степенью увеличения. Он страдал близорукостью.
Главным отличительным свойством его души – была простота. Сергий был совсем простой. Господь, желает, чтобы мы были просты, как дети. Нередко кто-нибудь беззлобно подтрунивал над ним, но я уважал в нем это редкое, ценное качество. Вот через этого регента я и сподобился быть увековеченным. Сергий был одиноким. Из разговоров мы знали, что у него когда-то была жена, с которой он развелся. Были ли у них дети, не знаю, но знаю, что у Сергея не было своего жилья. До батюшки он подвизался послушником в одном из монастырей, но испугался пострижения в монахи, затем некоторое время скитался по приходам Псковской области, пока, наконец, не оказался в послушниках у нашего батюшки. Кров над головой ему послал Господь благодаря тому, что некая одинокая старенькая бабушка пустила его к себе жить. Он за ней и ухаживал. Ну, а, кроме того, пытался всеми силами затащить ее в церковь, чтобы она стала исповедоваться и причащаться. По простоте душевной он всякий раз после службы разсказывал о своих «успехах» в плане катехизации подопечной. (Он ласково называл ее «моя бабка»).
Как-то однажды я благословился приехать к батюшке из Питера помолиться на первую седмицу Великого поста. Народу в храме было мало, и Сергий неизменно после службы своим звонким голосом громогласно докладывал, какие беседы он провел с бабушкой, и досадовал, что никак не может ее убедить прийти в храм. Я жалел и Сергия, и незнакомую мне тогда еще старушку, и, помню, однажды предложил, м.б. мне сходить к ней, и постараться «договориться с таможней»? Батюшка благословил это благое намерение, и вот тогда-то Сергий и произнес слова, из-за которых все и началось. Дело было в храме, Сергий стоял перед Царскими вратами, и, осенив себя размашистым крестным знамением, произнес: «Ну, если Федору удастся ее уговорить, я, Господи, слово даю, памятник ему поставлю». Сказал-то он по простоте душевной, не задумываясь о последствиях. Но случилось так, что и впрямь бабушка возжелала попасть на литургию. В праздник Торжества Православия ее подвезли к церкви, и она исповедовалась и причастилась. А после этого батюшка ему и сказал: «Сергий, такими словами не бросаются! Ты же Господу обет дал, - (?) – памятник Федору в поселке поставить…..Такими вещами не шутят. Обещал Господу, стоя перед Царскими вратами, – изволь выполнить обещание…..». Только тогда понял Сергий всю серьезность ситуации, в которую он по своей простоте сам себя поставил, и тогда он не на шутку закручинился.
Закончилась первая седмица Великого поста, я вернулся в Питер, и забыл о том, что в Псковской области мне должны воздвигнуть памятник. А когда летом впервые пришел в храм, прихожане наперебой стали мне разсказывать, как Сергий трудился всю зиму, и к Пасхе закончил труд.  Оказалось, что после того, как новоиспеченный ваятель некоторое время пребывал в недоумении, как же ему исполнить обетование Богу, батюшка сжалился над послушником, купил ему с десяток коробок пластилина, и благословил из этого материала изготовить то, что он обещал Богу. 
……………………………………………………………………………….
Сергий сотворил на свет довольно крупный бюст. Голова – размером с голову кошки. Прихожане находили в этом «памятнике» даже некоторое сходство с оригиналом. Говорили, что Сергий о-очень старался! Вот так этот памятник мне, грешному и недостойному рабу Божию, и был установлен в воскресной школе… (на шкафу). К нему уже все привыкли. Может быть, и до сих пор стоял бы. Но однажды пришлось батюшке угощать в воскресной школе владыку. Взгляд епископа упал на «памятник»…. Владыка не вполне понял юмор, и спросил батюшку: «А это что за святой у вас тут?.. С гитарой?...». (Сергий лепил свой труд, взяв за образец мою афишу). Этим все и закончилось. Нет, для батюшки, слава Богу, все обошлось в тот раз без прещений. Но моя «слава» на Псковской земле после этого благополучно оборвалось. Впредь этот памятник я уже никогда не видел. Не знаю, м.б. он и стоит, конечно, у какой-то богомольной старушки в красном углу, дожидаясь моего «прославления».… Но надеюсь, что отдали его или в детский садик на «переплавку», или пустили на оконную замазку…. А если серьезно – то, слава Богу за все! И благодарение батюшке за то, что, во-первых, избавил Сергия отвечать на Божьем суде за неисполнение обета Богу, а во-вторых, что сподобил меня, грешного, пройти некоторое испытание медными трубами. Слава Богу за все!
Октябрь 2019

No comments: